понедельник, 31 августа 2009 г.

"Прыжковый" семинар.

Семинар был давно, но оказался очень полезным и важным. 4-5 апреля в Таллинне клуб ТАКО (по инициативе Анне Таммиксалу) организовывал обучение по технике прыжка под руководством Ваппу Алатало из Финляндии. Опыт и умения которой основываются на многократных обучениях в США у тренера Сьюзан Сало.

Семинар оказался очень сложным для понимания и принятия. Отсебятину буду вставлять другим цветом. Непонятным осталось очень много, надеюсь время это поправит.

Сначала ТЕОРИЯ.
В основе материал DVD Susan Salo „Jumping Foundation”

Для осуществления здорового (невредного) эффективного прыжка у собаки должны быть:
• Умение
• Самостоятельность (уверенность)
• Мотивация к совершению хорошего прыжка (не просто как угодно прыгнуть, а осуществить результативное действие максимально хорошо)

УМЕНИЕ состоит из:
1. Выбора максимально оптимальной траектории (самой короткой) – и именно задача собаки уметь оценить условия и выбрать короткий путь в зависимости от поверхности, своих физических способностей и пр. Все повороты должны быть продуманы собакой заранее. Любой незапланированный, резкий поворот представляет опасность для животного и вреден.
2. Оценивания дистанции – собака определяет количество галопных шагов необходимых для покрытия этого расстояния. Каждый такой элемент длится 0,3 сек. Поэтому, чем меньше, но более сильных толчков делает собака, тем более хорошее время она показывает (все мы видели собак, которые казалось бы, двигаются достаточно быстро, но уступают по скорости другим, более экономичным). Это умение оценивать правильно расстояние между снарядами зависит от:
• Физических данных собаки, её тренированности (особенно важно умение использовать задние конечности, так как именно толчок задними ведёт собаку вперёд. Чем эффективнее толчок, тем быстрее продвижение)
• Техники обучения
• Психики и характера (несмелая собака никогда не сможет показать весь максимум)
• Мотивации

3. Выбор точки толчка – как правило, это самая большая проблема. Если, собака испытывает боль, неуверенна в своих силах, испытывает страх перед прыжком, то она ищет эту точку для толчка. Опять же зависит от многих факторов
• Физухи
• Техники обучения
• Скорости движения
• Высоты и ширины барьера
• Траектории трассы


4. Перенос центра тяжести. В момент толчка перед прыжком или галопном шаге собака складывается на задние ноги и сжимая их и потом как пружину выпрямляет в момент толчка. Для хорошего толчка важны задние конечности и позвоночник, для правильного приземления – пояс передних конечностей и позвоночник. Есть собаки (и как потом мы видели на практике большинство таких), которые бегают и прыгают за счет передних конечностей. Высокие частые барьеры очень тяжело даются при таком толчке. Так называемый, квадратный прыжок. Собака как бы прыгает вверх, часто с запасом и не вперёд.
• Гибкость позвоночника. Её нужно поддерживать со щенячьего возраста, теряется со временем.
• Степень развития внутренних мышц. Их нельзя развить обычными упражнениями, статическое напряжение их развивает (способность легавой к стойке – работа именно внутренних мышц).
• Породные особенности – терьеры (собаки переквадраченного формата), таксы (наоборот – растянутый формат)
«Маргиналы» - Ваапо не хочет сказать, что кто-то из собак не умеет прыгать или нет смысла с ними заниматься, а просто с такими породами надо заниматься ещё больше, что бы компенсировать их особенности.

Проблемы "умения"

Отсутствие должного обучения.
Сначала нужно научить собаку прыгать технически максимально эффективно. Отдельно можно учить управление. И лишь потом можно совмещать управление на трассе с прыжковыми снарядами.
Ошибки управления - собака не должна смотреть на проводника, только вперёд на следующий снаряд. Если она поворачивает голову на проводника, то не знает куда прыгать и что делать.
Есть тип управления, когда собака идёт по руке. Многие считают это правильным. Но с точки зрения эффективности прыжка это не всегда хорошо.
При высыле собака показывает лучший прыжок. При обучении высылу лучше использовать таргет, на переучивание уходит не менее полугода. Собаке даётся только разрешающая команда к прыжку. Даже показывать жестом – уже воздействие на собаку, а значит, она не учится «мышечно» прыгать.


5.Направление прыжка
Зависит от всего того же, что и умение, но ещё и от трассы.
С большим углом (издали) легче прыгать. Самый тяжёлый резкий прыжок вверх. Требует самого сильного толчка. Если прыжок идёт с разворотом – то толчковые ноги грузятся неодинаково. Основная нагрузка идёт на внутреннюю ногу. Также нагрузка на позвоночник с боковым прогибом. Т.е. важно сохранять подвижность и гибкость позвоночника в боковом направлении (специальные упражнения).
Наружная нога отвечает за толчок вперёд после поворота.

6.Высота прыжка. Это самое простое и самое последнее чему учат. Но на "высоте" разваливаются многие другие составляющие, поэтому требуется постепенное наращивание высоты с откатами (не только если появляются проблемы).
Если высота всегда одинаковая, то собака перестаёт за этим следить. Высоту планки нужно также варьировать, как всё на аг трассе. Иначе собака не заботится о высоте прыжка.
Есть патологические палкосбиватели, им нужно большой разброс в высоте.

Нужно помнить, что мягкий грунт (песок в манеже) добавлет высоте до 10 см.

7.Равновесие при приземлении. Что бы хорошо приземлиться, нужно хорошо оттолкнуться и выгнуть спину и отвести голову назад для смягчения удара о землю.
Участвуют все мышцы (внутренние и наружные). Если собака приземляется плохо, то получают удар не только суставы, но и внутренние органы.

Есть фото, где в максимальной точке собака смотрит на проводника. Это очень плохо. Так как говорит о том, что собака не знает куда будет приземлятся. Это вредно для физического состояния собаки.




Привычка.
Если собака очень торопится, то не использует полностью заднюю часть, прыгает передом.

Нарушение равновесия в момент толчка.
(скользко), плохое приземление, недостаточное складывание между прыжками.

Особенность трассы - выход из слепого туннеля .
Усталость. На последних снарядах (19-21) мышцы уже наполняются молочной кислотой.



Сила приземления распределяется по всей спине равномерно. И собака готовиться к следующему прыжку. Если нарушена одна из стадий прыжка, толчок, приземление, то требуются компенсационные дополнения – например добавочные прыжки. Это почти всегда потери по времени.

Все собаки разные, с разным прыжком. У кого-то растянутый прыжок, у кого-то короткий высокий. Дуги над барьером тоже разные. Главное, что бы симметрично и слаженно работали конечности. И всегда одинаково.
В идеале собака использует от ситуации стиль прыжка. В длинном прыжке собака вытягивает ноги, в коротком подтягивает к себе.

Коротко о практичной части.

Собака НИКОГДА не должна слышать НЕТ. Это запрещено. Никакой коррекции даже словесной. Только максимальная мотивация. Собака не получает премию, если ошибается, но не остаётся разочарования.

Мотивация – должна быть высокой. Без мотивации к игрушке или еде, не будет мотивации и к прыжку. Постепенно мотивация переносится на сам прыжок.

Управление – это другая тема. Прыжки - совершенно нечто иное. Проводник должен как можно меньше влиять на прыжок – особенно в период становления прыжка. Чем больше мелькания руками, тем больше отвлечений у собаки от прыжка. Но и опытную собаку может проводник ввести в заблуждение своими движениями.

Все упражнения построены таким образом, что бы НЕ дать собаке прыгнуть НЕПРАВИЛЬНО. В упражнениях нельзя допускать обратных прыжков – в аг это снятие (причина №1) и упражнение иногда построено так, что обратный бег приводит к появлению противоположного результата (вторая причина, по которой недопустим обратный прыжок).

В США и Канаде это техника применяется около 10 лет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Сокращение – К – собака.
1-ое упражнение – с одним баьером.
Работа для нахождения правильного места для толчка. Какое положение тела и как это использовать для преодоления барьера.
¤ - таргет чётко по центру барьера, К – собака по центру барьера. Проводник рядом. Не проводник по центру, а именно собака.
Собака бежит к таргету, после того как она на нём сосредоточилась. Т.е. никаких побуждающих жестов, только словесное освобождение – можно.




¤ K

○ ← 4 стопы→


Расстояния: для мини 4-6, для миди 5-7, для макси 6-9 стоп.


Цель этого упражнения – прыжок из статического положения. Правильное использование тела в момент толчка. Используется для обучения прыжку и лечения «испорченного» прыжка. Регулятор нужен для того, что бы включить «мозги» собаки, тогда она правильно выбирает точку отталкивания (между регулятором и самим барьером) и способ приземления. Чем выше планка, тем дальше регулятор шага. Планку можно постепенно поднять до максимума класса. Но лишь тогда, когда технически собака хорошо готова. Как только при поднятии высоты техника нарушается (это видно по работе тела собаки – втягивание шеи, например), то опускают планку на ту высоту, на которой прыжок был технически правильным.


Первым прыгал минипин. По прыжку было видно, что не переносит центр тяжести назад. Прыгает передом. (на этой собаке я этого ещё не видела, маленькая очень-очень быстрая собака, вообще не понять было, чем она толкается).
Потом прыгал скай-терьер. Западание на переднюю часть обусловлено анатомическим строением: голова очень тяжёлая, особое внимание на внутренние мышцы.
Следующий джек –рассел, минибуль и вельштерьер. Первые два не мощно толкались задними ногами. 5-7 прыжков и почти все собаки начинали уставать – монотонно, недостаточно мотивации и сложность от самого правильного прыжка. Т.к. начинают работать правильные мышцы, которые ранее не были задействованы. Что дополнительная нагрузка к умственной (от новизны задания).
Совет – после прыжковой техникой вечернюю прогулку сделать на медленной рыси – способствует выводу молочной кислоты.
Вельш – энергично толкается, но не вперёд, а вверх. Его на старте советуют оставлять стоять.
Ещё одно замечание по ходу – всех маленьких собак хозяева носили под мышкой, обхватив только грудную клетку, что в корне неправильно. Нужно носить только с упором под задними лапами - собака сидит на рукх, а не висит.

2ое упражнение. То же, что и первое, но стоит двойной барьер – в начальных упражнениях обе перекладины на одном уровне. Не стоит торопиться с высотой – высота разрушает технику прыжка. Это базовое упражнение для серийных прыжков.

Одна из собак передвигалась иноходью между упражнениями. Замечание: не стоит разрешать этого делать, т.к. это становиться привычкой. Для борьбы – смена темпа или смена направления движения.


3-ье упражнение. Серия прыжков – 5-6 барьеров
Цель:
– научить собаку сжимать тело;
– использовать тело правильно;
– поддержание равновесия;
– умение держать ритм;
– научить собаку чётко переносить центр тяжести назад, для пружинистого прыжка задними ногами.

У этого задания несколько этапов возрастных:
1.У щенков развивает прыжковые мышцы.
2.Молодым развитие наружных мышц
3.Соревнующимся – для напоминания техники прыжка. Любое соревнование (точнее 5 соревновательных стартов) ухудшает технику, поэтому после соревнований нужно одно занятие посвятить восстановлению прыжка. После хорошей разминки, как самостоятельную тренировку. 3-5 подходов по 3-4 повторения, молодым лучше меньше.

Для мини между барьерами 4 стопы, высота перекладин минимальна, не больше 15 см от старта до первого барьера 2 стопы.
Для миди – 5, высота 10 см, 3-4 от старта. Высота не больше 20 см
Для макси – 6, высота 15 см, 4 от старта. Высота не больше 35 см.
Почти все собаки, прыгая первый раз, недостаточно сокращались, громко приземлялись. Второй третий подход – техника улучшалась, тише приземление, симметричнее дуга.

Одна из собак на старте сидела так, что опиралась на одну лапу, вторую держала отставленной. Её учили сидеть ровно, помещая между ящиками – по 1-2-3-секунды – премия. Потом без ящиков. Можно и стоя оставлять, но лишь бы ровно, одинаковое использования для толчка обеих ног. Эта же собака прыгала с заносом в одну сторону. Для исправления - поставили палки под наклоном – конец одной палки выше справа, конец следующей слева и так далее. В итоге собака прыгала чётко по центру.

Вторая группа – те же упражнения, и так же как и в первой группе после нескольких повторений техника поправлялась. На больших это было особенно заметно. Так же было заметно, что собаки использовали «мозг» - т.е. пока для них это не естественно – хотя физически им было это непросто.

Ризен. Прыгает на мяч, который держит в руке помощник. Ему после первой серии прыжков положили мяч на пол. Иначе также нарушается направление прыжка – вверх и тогда не гасит напряжение при приземлении. Всё остальное для этой собаки – дело тренировки.
Бордер, сука около 3 лет. Очень хорошая техника прыжка. Но подняв высоту на максимальную техника ухудшилась – появился более ранний толчок и задняя часть ушла слишком высоко. Для неё (других бордеров и моей Тики) мяч клали в ведро, так что собака не видит, но знает что он там. Это делалось для того, что бы убрать прыжок «тигра» -
Последний прыжок собаки делали атакую мяч. Разрушалась техника последнего прыжка. Гордон, сука – проблемы с мотивацией, предложили не использовать послушку на старте, пусть стоит.
Хиллер, сука молодая – прямовато плечо, тяжёлое приземление.
3я группа.
Моя Тика – ведро перед мячом. Прямая неэластичная спина. Толкается передом, учить использовать задние конечности, усиливать толчок. Ещё мне сказали больше играть с двумя мячами одинаковыми, так как конфликт на подносе. Ещё нельзя допускать вертикальных прыжков – когда я стою разговариваю, Тика в это время выпрыгивает вверх. Это очеь вредно для спины и задних конечностей. Для неё мяч либо бросать, либо на длинной верёвки – вдоль земли играть.
Молодой кобель бордера – ещё не очень мощный, но техничный прыжок. Молодой, поэтому ему ещё очень долго до максимальной высоты, полгода точно. Иначе начнёт падать на перед. Постепенно наращивать высоту и нагрузку.
Сука боксёра молодая – больше играть после старта, из-за агрессивности к другим собакам хозяйка сразу уводила в клетку. Это не решает проблемы, нужно сформировать

Нам всем активнее и эмоциональнее хвалить собак, чем сложнее задание тем больше эмоций. Опять тренер была громче и радостнее чем каждый из нас.
Много премии на старте, что бы снять стартовое напряжение. Некоторые сначала даже не едят, это надо исправлять.
Сука бобтейла – наш самый жуткий сбивальщик, в первых подходах показала прекрасную технику. Её проблема – закипает, устаёт и как следствие сбивает. Стартовое состояние контролировать и улучшать физическую форму собаки.

Молодая сука бордер колли – хорошая техника, но больше суеты и торопиться, когда снизили стартовое напряжение – ДОЛГО! – прыжок практически был идеальным. А иначе, из-за торопления поджимала передние лапы с некоторым запозданием, и сбивала этим палку.

Совет всем – на трассе менять высоту палок. Внимание больше к прыжку.
Все заметили, что скорость прохождения снарядов упала. НЕ СТОИТ ЭТОГО БОЯТЬСЯ. Собаки начали включать мозги, как только прыжок станет для них ясным, возрастёт и скорость. Было видно, что почти все собаки первый раз выполняли упражнение растерянно и несобранно, когда ей становится понятнее – скорость и уверенность возрастают.

Много говорилось о стартовом состоянии. Кормление – успокоение. В результате концентрация возрастает, собака включает мозги, технически это не улучшает прыжок, но погрешности в исполнении от суеты уходят. Нет смысла постоянно механически поправлять собаку и словесно напоминать на старте, что она должна делать. Результат от этого сомнительный.

Развитие внутренних мышц.
Всем советуется пройти осмотр у физиотерапевта.
Упражнения. Описывать очень сложно.
1.Лакомство у носа собаки, другой рукой очень медленно нарастающее давление вдоль позвоночника открытой ладонью, заставляем собаку упираться воздействию. Вдоль позвоночника около 10-20 толчков с обеих сторон. Так же спереди назад и сзади вперёд.
2.Давление и резко отпускаем, так же как и предыдущее по количеству и направлению.
3.На лестнице – то передние, то задние.
Когда собака может балансировать на прочной поверхности, переходим на диван.
4. Поднимаем одну лапу из трёх, заставляя собаку оставаться и балансировать на трёх остальных. Потом на двух – односторонних, противоположных.
Сначала учим удерживать равновесие, потом удлиняем по времени.
5.Сворачиваем собаку – придерживая под живот, куском лакомства ведём нос через бок назад вниз, заставляя коснуться носом задней лапы.
6.Голова между лапами, поклон. Точно прямо.


Второй день практических упражнений.

4-ое упражнение – растущая серия.
Цель упражнения научить собаку:
– определять дистанцию до снаряда;
– переносить центра тяжести;
– удлинять при необходимости шаг.

Серия состоит из 4-5 одинарных барьеров, расстояние между следующим на одну стопу длиннее предыдущего.
Для мини это 4-5-6-7 стоп между барьерами и расстояние до первого снаряда – 2 стопы; для миди соответственно 5-6-7-8 и 3; для макси 6-7-8-9 и 4.
Упражнение делается только в одну сторону, значит избегать возвращения собаки обратно к проводнику. Что случалось с каждой второй собакой, так как запаздывала премия.
По собакам было видно, что первый раз прыгали с некоторой неуверенностью, на втором подходе наступало ускорение. Так как собака должна понять, что ей нужно сделать – приложить больше силы для более длинного прыжка при растущей дистанции. Но должна быть очень высокая мотивация – некоторых надо было очень хорошо разыгрывать перед стартом. Да почти для всех поднять мотивацию было не лишним.

Это же упражнение можно делать с двойным барьером – 2ой и третий барьеры сдвигаются на ширину стопы. Расстояния меду барьерами: для мини 4-6-6, для миди – 5-7-7, для макси 6-9-9.

Когда собака хорошо определяет дистанцию, поднимаем постепенно высоту последнего барьера до соревновательной. Наращивание высоты происходит постепенно с периодическим понижением – например такой график 30-35-40-35-30.
И когда эта стадия пройдена, начинаем всё время менять дистанцию до последнего барьера, то сокращая, то увеличивая её. Например, 9-10-11-12-11-10-9. При меняющейся дистанции остаётся неизменной высота планки. Работаем над одним критерием. Для мини эта дистанция в пределах 6-18, для миди 7-21, для макси 9-21 стоп.
Эти упражнения развивают у собаки уверенность в своих силах, что ведёт к увеличению скорости в конечном итоге. Собака находится постоянно перед выбором, сколько раз ей нужно и где толкнуться.

5-ое упражнение «барьерный ад». Упражнение на повороты.
Развивает
- умение собаки владеть телом при прыжке через барьеры стоящие под углом.
- различное использование задних ног при толчке;
- выбор правильного галопа;
- удерживание равновесия.
Расстояния измеряются от средних точек барьеров.

В одну сторону собаке, возможно, прыгать легче чем в другую. В таком случае следует чередовать направления, заканчивая более простым вариантом. Сначала поработать над своим языком тела. Он должен быть собаке понятен, не сразу это упражнение получается, требуются повторы. У собак с плохо развитыми внутренними мышцами это упражнение не очень хорошо удаётся. В конце сделать по прямой эти же барьеры, в обе стороны, что бы снова вернуть симметричный толчок обеими ногами.
Это упражнение не на скорость, а на «мозги».
Для «макси» высота растёт, начиная с 5-7 см до 15.
Старт – сидя рядом, потом возможно усложнение с дополнительного снаряда. Т.е с ходу.

Общие рекомендации – проводник сам определяет, какую премию использовать. В одних упражнениях лучше лакомство, в других игрушка. Это означает, что надо работать над развитием мотивации у собаки параллельно и вкусо-поощрительную, и игровую.
Следить за тем, что бы игрушка не была сверху – тогда собака поднимает голову, что полностью разрушает технику прыжка. Учить работать на таргет и лежащую игрушку.
Убирать «нападающий» прыжок – закрывать игрушку.
Не позволять прыгать на задних лапах верх (как делает Тика), это очень опасно для позвоночника. Мячик одеть на длинную верёвку и вдоль поверхности земли. Или два мячика, опять же катить вдоль поверхности земли.

Занятия снимать на видео, что бы видеть прыжок с боку. Уметь видеть (много смотреть других) и анализировать, что послужило изменением для техники прыжка.
Выдержке и высылу учить отдельно, т.е. не вместе с техникой прыжка.

Самое последнее упражнение должно быть лёгким, со стопроцентным успехом.
Бег по песку – одно из самых важных и полезных в развитии задних толчковых мышц.




Рекомендации по работе со щенками.
Начинать можно, когда собака эмоционально и физически готова, где-то в 4-6 месяцев. Разумеется, очень этот возраст определяется индивидуально. И породные и конституциональные особенности нужно учитывать. Не только сами решаем, но и просим совета со стороны, иногда этот совет более объективен.
Базовые упражнения делаются со щенком один раз в месяц. Лучше использовать не планки, а регуляторы (труба разрезанная по полам, полу-дуги). 4 базовых упражнения и повороты. Обязательно учим смотреть вперёд – т.е. сигнал освобождения, когда собака НЕ смотрит на проводника, а на таргет.
Главное – щенку должно быть легко и весело.
После 8 месяцев можно переходить к перекладинам. Их ставим над регуляторами, наращивая высоту по 5 см, после периода тренировок. Регулятор убираем, когда планка уже на максимальной высоте (35 для макси, см 1ое упр-е).
Если считать, что к двум годам собака развивается очень активно, то базовые упражнения делать раз в месяц. Пока наращивается высота, работаем над управлением либо без палок совсем, либо на минимальной высоте.
Особое внимание уделить развитию равновесия и координации – всевозможные лазания по склонам, камням, дома создавать различные приспособления для этого – мячи надувные, подушки и пр.

3 комментария:

  1. Наташ, а вот бы про "барьерный ад" - как оно выглядит?

    ОтветитьУдалить
  2. Это надо фотку добыть, словами сложно описать. Попробую изобразить на схеме - барьеры по дуге стоят.

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, привет! Тема правильного прыжка в аджилити очень многогранная. Некоторые советы из статьи выглядят чуднО, а некоторые вещи просто неправильные (например про какие-то "внутренние мышцы" при статической работе). Возможно это особенности перевода. Я просто вопросами правильного прыжка интересуюсь довольно давно, списываюсь по этим вопроам с конкуристами. Своей собаке исправил прыжок, нескольким не моим собакам и накопились мысли и они во многом не совпадают с мыслями из статьи. Вообще складывается впечатление, что статья написана не спортсменом и не тренером, а дрессировщиком. Уж больно странные терминология и приоритеты. Если интересно, могу поделиться опытом. Извиняюсь, что сделал комментарий анонимным (просто ни один из вариантов, предлагаемых для подписи мне почему-то не подошел), на самом деле я Кирилл Алесковский. :)

    ОтветитьУдалить