Групповые тренировки для собак уровня 3го и 4го класса. Леэна (http://jatsikka.suntuubi.com/?cat=13) показала, как можно разбить элементы высших классов на маленькие части и упражняться в усложнённых условиях. Ес-но, участники с должным уровнем мотивации и контакта. Фотоаппарт остался дома. Камеру доставать не хотелось, очень холодно было. Но есть записи, которые надо побыстрее проработать, пока не забылось.
В субботу упражнения были посвящены всевозможным высылам, выдержке и комплексу.
Две группы – финская и эстонская, всего 8 собак. Длительность занятий 4 часа.
У финов очень интересный породный состаы: бувье, стафбуль, шпиц, водяная собака.
В нашей компании тоже не тривиальные представители: два кеттлдога, выжла и ризен.
1.упражнение – на внимание к словам проводника. Тренировались по очереди каждая пара. Проводник стоит с собакой в ИП перед конусом и барьером, растояние около 5 метров. По возможности без жеста и дополнительной помощи тела послать собаку сначала 2 раза к конусу. Потом два раза через барьер (высота барьера символическая – буквально две-три планки). И усложнение этого задания – выбрасываем игрушку в сторону от конуса и посылаем собаку к нему. При правильном выполнении, разрешаем взять игрушку. Все неправильные действия игнорируются. Правильные – очень громкая словесная похвала и бурная игра.
Если собака ошибалась больше чем 2 раза, нужно снизить требования.
Варианты помощи:
• тренер (или проводник) идёт к конусу или барьеру и привлекает внимание собаки – постукиванием игрушкой по правильному снаряду.
• во избежание ошибки, для особо упёртых – тренер вставал перед конусом или игрушкой, что бы переключить внимание на правильный.
• проводник использует жест на начальном этапе.
• на барьер поперёк кладётся перекладина.
• можно убирать конус, если собака делает это упражнение в первый раз. Или относить его подальше. В любом случае, должно быть в итоге успешное исполнение, очень бурная игра и много много похвалы.
Особых проблем в исполнении не возникало, если речь шла о первом высыле. Но почти все собаки продолжали бегать к конусу, несмотря на то что звучала другая команда.
2.упражнение – базовые задания для ИК. Делаются в группе, когда собаке уже известны эти команды. Т.е. собака постоянно слышит команды других проводников и учится не реагировать на них.
2.1. Только остановки – стоять, сидеть, лежать – в разнобой. Правильные – хвалим!!! Неправильные – завеем и снова продолжаем движение. Не важен другой критерий – рядовости, главное мотивация и контактность. И как результат, быстрое занятие положений.
2.2. Собаки сидят в ИП в шеренге. Тренер каждому даёт «свою» смену и по команде все вместе начинают движение. Звучит сигнал, проводники продолжают движение вперёд, через 2-3 шага премия за выдержку. По 2 раза сделали каждую смену. Т.е. всего 6 раз каждая пара. Последнее для всех – остановка из движения.
По прежнему – правильное поощряется, неправильное игнорируется.
2.3.Первый этап – без движения рядом. Собак оставляют стоять, сидеть, лежать в стартовой точке, проводники же движутся как по ИК. Т.е. проводник одной собаки проходит мимо другой. Сложнее чем на ИК. Потом то же, но из движения рядом. И самый сложный вариант – движение бегом.
Те проводники, собаки которых реагируют на движение других, не уходят далеко. Такой мини ИК.
3.упражнение – выдержка. Сначала сидя, потом лёжа. Основной акцент – внимание к ушедшему проводнику. Короткие по продолжительности сессии, не торопиться с наращиванием времени. Контроль мотивации.
Проблема – собака реагирует на команды других проводников. Для начала в момент когда звучит «чужая» команда – зовём свою собаку и играем с ней. Т.е. никогда не делать то, что собака собралась по команде другого человека.
Кривая укладка – длинные собаки особенно имеют такую проблему – немного выйти вперёд, когда собака заняла ИП.
4.упражнение – квадрат. Мотивация должна быть высокой. Найди подходящую мотивацию.
У конуса ставим собаку руками. Высыл в квадрат в боковом направлении, дистанция – зависит от подготовки собаки. В квадрате лежит ХОРОШО заметный предмет (мишка, или мишень). Для увеличения скорости движения можно удерживать собаку за ошейник, подбадривать и пр. Если возникают сложности, собака не бежит по прямой, пытается изучать конусы - тренер привлекает внимание к мотивационному предмету.
У Бувье была маленькая мишень (круглый прозрачный диск, 6 см диаметра) у стафбуля – косичка перетяжка, совсем малюсенькая. В итоге обе собаки нюхали в квадрате, искали долго предметы. Леэна сказала – что если мы работаем на скорость, таких моментов нужно избегать. Исправляли.
Маленький шпиц не бежал далеко от хозяйки, тогда относили игрушку вместе с ним. Начал бегать без сомнений на все 25 метров.
5.упражнение – высыл к конусу. Учим параллельно с квадратом. Но не в одном упражнении, даже у собак соревновательного уровня. Разница квадрата и конуса – за последним собака ничего не ищет. Конус – это оббегание, или пробегание.
Упражнение работали сразу 4 собаки в группе. При раздражителях и чужих командах.
ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ для команд. Все уже основательно замёрзли, и были предложены развлекухи.
Составляется трасса из элементов Обд, не требуется очень чёткого академического исполнения. Нужна скорость и нет постоянного премирования. Как на соревнованиях!
Первым был барьер, вторым - подзыв, третье - два конуса по прямой (у первого сидеть, у второго лежать), потом апортировка игрушки, потом рядом до конуса (или высыл к конусу, если собака это делает) и последнее – квадрат с мотивационным предметов. И всё это на время! Очень заметно подскочила активность у всех, и проводников и собак. Соревновательный дух добавил адреналина, появились недопонимания в парах, из-за изменения сигналов и погрешности языка тела. Отличная подготовка собак понимать хозяина в соревновательном угаре. Ну и проверка самих навыков.
В первом забеге выиграли НАШИ.
Та же трасса наоборот – финны сделали быстрее.
И третью трассу составляли участники семинара сами. Опять выиграли НАШИ. 2:1, в пользу Эстонии.
6.упражнение - после того как все согрелись, начали делать комплекс. В группе, под команды других проводников.
Небольшая дистанция, на чистоту.
Все собаки делали комплекс по задним лапам. С еле заметным движением назад. Игрушка или лакомство лежит за спиной собаки. После красивой смены – собака отправлялась за премией.
Если идёт продвижка – сокращаем дистанцию. Если –замедление или «лифт» , поднимаем мотивацию, делаем более короткими упражнениями – одна-две смены. То же и при боковой продвижке. Если есть проблема в паре сидеть-лежать, например, то работаем только это связку, до идеального. Не вводим третью смену. Т.е. работа в блоках.
7.упражнение - на первую смену.
Смысл этого упражнения дошёл до меня не сразу. Проводник оставляет собаку сидеть или лежать, уходит так далеко, как считает нужным. И по команде стюарта делает ТОЛЬКО одну смену. Отмечает дистанцию. Главное правило – команда только одна. У всех при неудаче – чесались руки дать ЕЩЁ одну, сделать жест более выраженным или голос громче.
На самом деле, это заблуждение. Собаку нужно учить слушать внимательно с первого раза. Если пока это не так, ищём причину в себе – слишком высокие требования (дистанция, окружение и пр), недостаточная мотивация, опыт и пр.
День второй был полностью посвящён апортировочным заданиям. Около 30 % оценки зависит от них.
Главные проблемы – жёв и скорость. Это общий бич во всех подносах.
Разбиваем задание на маленькие части и ищем правильную мотивацию.
1.упражнение – забор с земли. Делаем для собаки интересным забор предмета из любого материала. Больше ничего от собаки не требуем, только подними быстро, не важно что. В виде игры. Сначала в максимально спокойной обстановке.
Кладём в кучу около 10 различных предметов (у Леэны были три разные гантели – мет и две деревянные, мяч, канатик, картонная основа для туалетной бумаги, шишка, резиновая игрушка) подводим собаку и молчим. Пока нюхает, можно слегка подбадривать на деятельность. Человек максимально пассивен. Как только собака возьмёт хоть что-то в зубы – очень хвалим и даём поощрение. Подобранную вещь откладываем так, что бы собака её больше не видела. И так со всеми. Задача не поднос, а забор. Хорошо, когда собака активизируется в процессе игры. В идеале собака не выбирает ничего, просто хватает ближайший предмет.
Делать можно 1-2 раза в неделю, ускоряет забор.
Одна из собак (сука, бордер, 3 года) брала гантель не за центр. С ней отдельно отрабатывали правильное взятие, сначала с руки – исключая ошибку, потом ниже к земле опуская, потом совсем с земли. Правильные взятия – премируются, неправильные – игнорируются, но сразу возвращаемся назад.
2.упражнение – скорость подноса. Напрямую зависит от мотивации. 2 варианта.
1ый – поднять собаку апортировочным предметом, до посыла. Неэнергичные собаки сохраняют полученную энергию и на возврате – если он отработан. Но сначала отрабатываем возврат – собака мордой к гантели – гантель - проводник. Долго и нудно, потом возврат под углом, угол меняется постепенно до полного возврата.
2ой вариант – активно играть только после приноса. Для слишком энергичных, у которых при виде гантели сносит голову.
Метис НО 5 лет (оказалась, что это наша эст. собака из приюта), сначала играли деревянной гантелью – не давая хватки, когда собака была уже очень замотивированной, бросили апорт между проводником и собакой, после забора, проводник очень быстро убегает спиной к собаке и зовёт. Убегать надо так быстро, что бы собака бежал галопом. Обмен на игрушку, очень хвалим. Если жуёт и бросает раньше, не обращаем внимания. Главное скорость подноса. Можно делать 2 раза подряд, на очень высокой мотивации.
Иногда гантель не бросаем, кладём. Тогда мотивация, как для квадрата – уводим за ошейник, подбадриваем, «где? где?» И на взводе, отпускаем. Надо что бы собака горела желанием поднять и бежать обратно. Но никаких рядом, удержаний длительных и пр. требований. Это всё отрабатывается отдельно, параллельно.
3.упражнение – на корректное удержание в ИП. Гантель не бросаем, кладём перед собакой, она поднимает и удерживает. Потом кладём на некотором расстоянии, собака должна покинуть ИП, взять гантель и снова занять корректную позицию. В этом упражнении скорость не очень важна. Надёжность и точность.
4.упражнение – ВЫБОРКА
1 стадия – включаем нос. Собака должна быть мотивирована подбирать палочку. НА глазах у собаки прячем палочку в листьях и посылаем её искать. Как только палочка найдена, хвалим, подзываем к себе собаку. Когда собаке нравится эта игра – прибегает радостно с находкой, добавляем чужие палочки. Следим, что бы не выло жеста при посыле, дистанция увеличивается до соревновательных 10 метров.
2 стадия – непосредственно выборка. Наступает, когда первая фаза полностью отработана.
У Леэны сделан поднос из фанеры, на котором закреплены палочки – шурупами. Палочку со своим запахом относим на этот поднос, посылаем собаку – хвалим, когда она принесёт правильную.
В начале хозяин относит палочку на поднос, когда ошибок мало, начинает помогать помошник.
Это же метод хорош для собак, которые сомневаются при выборе в сложных условиях.
Когда концентрация падает, собаки начинают «трогать» неправильные. Они, таким образом успокаиваются, в конце-концов, принося правильную, всё равно получаем «ноль». Поэтому постараемся снизить вероятность ошибки. Без подсказки исходящей от нас.
Та же сука бордера, очень зависима от окружения. Если стюарт близко у палочек – начинает кружить над палками и не решается сделать выбор. Неуверенность.
Ей совет работать с «подносом», постепенно усложняя условия. Среди людей в конце концов.
Упражнение против жевания. Это самая распространённая ошибка для всех апортировочных упражнений. Но при выборке, это самое трагически заметное.
Удержание при виде еды или игрушки. Т.е. – удерживаемый предмет – это мостик к тому, что хочет заполучить собака.
Очень близко кладём палочку, как только хватает – лакомство под нос. Собака переключается, жёв прекращается – клик- премия. Повторяем долго. НА следующем этапе - держим лакомство в видимой зоне, не совсем перед носом.
Этапы:
1 – бери, не жуй.
2- держи, не жуй.
3 – удлиняем удержание без жёва.
Клик пока палочка в зубах. Ошибка была, что кликали, когда собака уже выплёвывала апорт. Это опережение, за это клика нет. Но и сигнал проводнику, так долго собака ещё не держит.
Если появляются проблемы со скоростью на возврате или жёвовм, то их надо корректировать БЕЗ выборки как таковой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий