Вот в такое тёмное время года как раз пора засесть за летние конспекты.
Несколько основных правил.
1.Учим щенка хендлингу ещё задолго до управления на снарядах.
2.Позже начинаем базовое обучение снарядам.
3.Ажлитная собака должна проходить трассу – быстро, уверенно и независимо.
На самом деле – научив собаку правильному прохождению снарядов, начинается и аджилити. Аджилити – это то, что между снарядами.
4.Физическое и умственное развитие щенка. Вопросы социализации и физ.подготовки.
Выбор мотивации – еда или игра? Важно развивать обе мотивации. Особенно владельцы бордер колли говорят – моя собака не любит есть. Но это ошибочное суждение и проблема проводника.
А. не использует голод для поднятия пищевой мотивации, это не его метод. Но планомерным правильным использованием лакомства, можно усилить и развить до нужного уровня.
Построение игры с хендлером.
Сначала активно движется игрушка – от собаки. Игрушка должна быть подобрана по возрасту (более крупная и мягкая для маленького щенка).
Потом движется хендлер с игрушкой
Потом только хендлер
В конце концов, активно движется собака.
Собака должна выигрывать, но в борьбе.
Играем собакой только тогда, когда мы СЧАСТЛИВЫ и располагаем достаточным временем.
Немного о кликер-тренинге.
Обычные методы – с помощью – не развивают независимость собаки. Её уверенность и инициативность. Скорость обучения ограничена. Однако – в эру кликера, контроль никто не отменял. По-прежнему, вопросы иерархии и лидерства очень актуальны.
А. быстро убирает кликер, т.е. использует для отработки нового. Но сам принцип – игнорирование нежелательного поведения - использует всю жизнь.
С чего начинается базовое обучение.
С плана. Главный вопрос, на который надо ответить – как я хочу, что бы собака проходила снаряд?
Какой метод для этого существует?
Какая мотивация для моей собаки идеальна.
На тренировке не существует негатива в отношении собаки. Недоволен – ударь себя. Или пусть это сделает тренер.
Собака ошибается в двух случаях:
Если хендлер делает ошибку в обучении.
Если хендлер желает ошибку в показе.
Когда готовим собаку, то пишем план развития для себя.
Трассы начинаем ставить из известных собаке снарядов. Если хотя бы один из критериев не соблюден (быстро, уверенно, независимо), снаряд в связку не включается, учим отдельно.
Наращивание длины трассы (количество снарядов) идёт по принципу – плюс один. Туннель + барьер = премия. Следующее упражнение – барьер + туннель + барьер = премия и т.д.
Когда снаряд выучен, ставим его в связку. Сначала один фокусный снаряд в связке.
Например.
Барьер, бум, барьер, разворот, бум, барьер, разворот и тд.
Последнее упражнение на схеме - входы в слалом, сначала простые с постепенным усложнением.
Отступление о фризби. Считает, что премирование тарелкой на трассе очень опасный момент. Во-первых, собаку надо учить правильно приземляться. И конечно, не на аг тренировке. Во-вторых, собака должна уметь правильно прыгнуть – и тарелка это премирует. Но вряд ли будет связь со сделанной зоной. Ролы – да, можно. Но это уже не фризби.
Теперь подробнее о «Зоновых» снарядах.
Хороша любая правильно выполненная зона – правильно это быстро, независимо и уверенно. И беговая и 2х2. Поэтому изначально нужно решить для себя, что мне больше подходит (это и темперамент собаки, и возможности проводника – время, наличие помошников и мн. др) . Любая методика приводящая к красивому исполнению – оправдана.
Сначала поговорим о методах с остановками. Их несколько
4 лапы – на земле (с укладкой или без)
2 лапы на земле 2 на снаряде (с укладкой или без)
4 лапы на снаряде (с укладкой или без)
А. считает первый и последний – не точными, а, значит, вероятность сбоя очень велика. Судья имеет право обозначить остановку, если это 4 лапы на земле. При остановке на зоне снарядов – отсутствие чёткого критерия, а, значит, вариабельность слишком высока (разные снаряды, разные моменты на трассе – и собака выбирает не правильное место для остановки).
Поэтому будем говорить о методе 2х2.
Итак, чётко выбрали для себя критерий – где и как должна стоять-лежать собака.
И второй важный аспект, пока собака не делает снаряд сама, т.е. без наших подсказок (словесных или язык тела), не вводим снаряд в трассу и уж тем более не идём соревноваться.
Первый этап – учим позицию, а не снаряд. Т.е. длительная домашняя работа. Можно наведением, можно шейпингом. Главное положительные эмоции.
Ручную правку не приветствует, так как это не учит самостоятельности. И многих собак сильно замедляет. И третье, тяжело дистанцироваться от такого способа на трассе.
После того, как собака научилась занимать правильную позицию, начинаем отрабатывать статичность занимаемого положения вырабатывать и выдержку в нём.
А. считает касание носом – самым правильным. Так как это дополнительная фокусировка – ещё более чёткий критерий. Это как модификация метода 2х2 – остановка с касанием носа мишени – мишень маленькая прозрачная. Последовательность обучению та же – сначала позиция, потом лишь снаряд. И главное следим, что бы собака не смотрела на проводника. Поощрение лишь тогда, когда собака смотрит на мишень, или касается носом.
Затем должно появиться специфическое слово – сигнал освобождения. Это никогда ни жест.
Отступление – так же как и на старте, предпочтительнее слово, а не жест на освобождение и разрешение двигаться. Наш язык тела не совершенен, много срывов, особенно у собак с повышенной мотивацией. И особенно в условиях соревнований.
Стэди-рэди-гоу – очень нравится техника.
Если собака всё-таки пролетела зону – то ставить её обратно – не эффективно. Это не учит. Вывод только один, поторопились на одном из этапов. Скорее всего, не доведена фаза самостоятельности. Или не отработаны снаряды в условиях с раздражителями.
Нет смысла злиться на собаку или давить голосом и интонацией. Также не верно возвращать собаку на зону.
Самая большая проблема у методов с остановкой, что мы сами позволяем собаке не выполнить зону до конца, вопрос дисциплины проводника. Пытаемся выиграть время, при этом получаем хроническое невыполнение в соревновательных условиях.
Этой проблемы нет у метода беговых зон.
Существует несколько вариантов обучения:
1.Сильвии Тркман – лучше всего об этом расскажет она сама. Один из самых длительных, но стабильных методов. Минут только один – требуется помошник.
2.Таргет для лапы – как регулятор шага – лежит на зоне, большой и не скользкий. Нет специальной команды, нет и освобождающей команды – как при методе с остановкой (касании носом).
3.Метод беговых зон с регуляторами шага. Очень творческий подход. Горка с регулятором шага – для собак с длинным прыжком. Начинаем с низкой горки, на высокой мотивации.
Регулятор меняет своё положение по мере изменения высоты снаряда.
Для мини и миди, считает тоже очень подходящим метод.
Отдельно говорили о качелях. Кроме момента отработки зоны присутствует ещё и чувствительность к подвижности. Поэтому, это самый последний зоновый снаряд, который он советует учить. Сначала, полностью сформировать рефлекс на зону. Отдельно проводить подготовку к движению и удару качелей. Каждая 2 собака (и бордера тоже) чувствительны к удару качелей. Поэтому удар вводим постепенно. Как постройка здания, надёжность. Ищем методику под конкретную собаку, но не наоборот.
Нахождение рядом с качелями, которые ударяют. Приучаем к звуку. Играем со щенком рядом. Пока есть реакция на удар рядом, не лезем на качели.
Неважно, какая методика (таргет, 2х2 или ещё что-нибудь), нужно ещё преодолеть момент перевешивания. Но требования, всё таки адекватны материалу. Есть собаки, которые будут замирать в зоне перевеса. С этим можно мириться, но не с прыжком преждевременным.
Медленные опускания, крыло под опускающуюся часть и пр.
Слалом.
1.Вождение куском.
2.Вождение на поводке.
3.Методы коридоров – V слалом, дуги.
4.Метод 2х2 – всё хорошо, отличный метод, но не так быстро, как это утверждает автор.
Слалом, так же как и А, одни из самых «вредных» снарядов для здоровья, поэтому начинаем как можно позже.
Для любого метода – 3 месяца вполне достаточно. Но потом начинаются связки и сложные входы.
Со временем может упасть мотивация.
Упражнения с фокусным снарядом слалом – для поднятия мотивации.
Поднять мотивацию разогревающей игрой, сдерживанием (требуется помошник с хорошей реакцией) – и всё меньше и меньше сопровождаем собаку по ходу слалома.
Обязательно учим самостоятельному входу – комбинации кликера и поводка.
Главная цель – собака проходит слалом на высокой мотивации от начала до конца, вне зависимости от того, где находится проводник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий